Что делают логопеды?

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ста­вят» звуки, т.е. исправляют не­правильное произношение. Это не сов­сем так. Глобальной целью логопедиче­ского воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а имен­но: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физичес­кого и речевого слуха, развитие грамма­тической стороны речи, обучение навы­кам словообразования и словоизмене­ния, развитие артикуляционной мотори­ки, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения. В ходе рабо­ты попутно решается ряд дополнитель­ных задач: развитие психических процес­сов (внимание, память, восприятие, мы­шление), формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправлен­но и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мел­кой моторики и пространственной ори­ентировки), профилактика нарушений письма и чтения.

 

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

Логопедические занятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа дает наилучшие результаты, ведь в З-7 лет ребенок наи­более восприимчив к педагогическому воздействию, это сензитивный (т.е. на­иболее благоприятный, соответствую­щий законам нормального развития ре­бенка) период для овладения родным языком. Поэтому целесообразно обра­щаться к логопеду за консультацией и помощью именно в это время, чтобы он имел возможность плодотворно порабо­тать и отправить ребенка в 1 класс с не­обходимыми речевыми навыками. В ло­гопедической помощи нуждаются раз­ные дети по разным причинам^ Это за­висит от характера нарушений речи. Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] или [р] особый трагедии в этом нет — сей­час. Но позднее… Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок не­правильно произносит некоторые звуки и вдобавок «нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему чет­ко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т.д., а мож­но попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником. Есть еще более сложные нарушения речи, и легко представить себе на основании приведенных примеров, что ожидает та­ких детей, если отложить начало коррекционной работы до поступления в шко­лу, не говоря уже о полном игнорирова­нии проблем развития своего ребенка Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушения фонематического слуха, ар­тикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рас­сказ приведут позднее к проблемам в изу­чении литературы, биологии, истории, ге­ографии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. Нарушение мел­кой моторики (т.е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обу­чении письму, рисованию, труду.

 

Как проходят логопедические занятия?

Существует два вида занятий: фрон­тальные (с группой детей) и индивиду­альные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии — 6—8 человек, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопеди­ческая работа строится с учетом дефек­та и возраста ребенка. Мы различаем три основных вида нарушений речи у до­школьников: нарушение произношения отдельных звуков, или дислалия, — лег­кий вид, ФФН — фонетико-фонематические нарушения (нарушены произноше­ние и речевой слух), ОНР — общее недо­развитие речи (нарушена вся речевая си­стема: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Общее недоразвитие речи имеет четыре уровня — от молчания и речи на уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР (нарушения фонематического слуха и слоговой структуры речи). Для детей с дислалией достаточно 1—2 раз в неделю индивиду­альных занятий с логопедом по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут про­должаться от 3 до 9 месяцев.

Детям с ФФН можно посещать инди­видуальные занятия 2—3 раза в неделю или сочетать фронтальные занятия с индивидуальными. В таком случае на инди­видуальных занятиях логопед будет раз­вивать артикуляционную моторику, ста­вить звуки и автоматизировать ад, а на фронтальных — заниматься профилак­тикой дисграфии и дислексии, т.е. раз­вивать фонематический слух, простран­ственную ориентировку и мелкую мото­рику, учить звуковому анализу и синте­зу, закреплять правильное произноше­ние отработанных на индивидуальных занятиях звуков и попутно расширять словарный запас, развивать внимание, мышление и память, учить правильно и красиво высказываться. Занятия могут продолжаться 6—9 месяцев.

Детям с ОНР только индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных занятий 3—4 раза в неделю. Как и в предыдущих случаях, на индивидуальных занятиях работа идет, в основном, по исправле­нию звукопроизношения, а также отра­батываются позиции, которые в индиви­дуальном порядке не удаются ребенку на фронтальных занятиях. Основными за­дачами фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и разви­тие лексико-грамматической структуры речи; во-вторых, развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии и, в-четвертых, развитие связ­ной речи. Попутно логопед развивает эмоционально-волевую сферу, все пси­хические процессы. Продолжительность занятий 1—2 года.

 

Когда родителям проявлять тревогу?

Наблюдали ли вы за детьми на дет­ской площадке? Все они милы в своей непосредственности и вызывают улыбку. При этом удовольствие от общения по­лучают не только малыши, но и их мамы. Они обсуждают детей, невольно сравни­вают их, оставляя пальму первенства в гениальности за своим ребенком. Это нормально. Я часто ловлю себя на мыс­ли, чтоонотрю на детей глазами специалиста, автоматически выделяя для себя проблемных ребят.

Моя практика работы логопедом убе­дила меня в необходимости широкого просвещения родителей в вопросах кор-рекционной педагогики, или дефектоло­гии, как до недавнего времени называлась эта наука. Задача дефектолога — помочь родителям вовремя заметить, что с их ре­бенком «что-то не так», и вовремя обра­титься за помощью или консультацией к специалисту. В каждом отдельном случае определяется продолжительность заня­тий, причем важно не пропустить тот воз­раст ребенка, когда коррекционная рабо­та будет наиболее эффективной.

 

Родителям

Маленькие дети — маленькие пробле­мы. Стоит ли ждать больших?

Сроки первого обращения — разные. Можно принести к специалисту благо­душного младенца и привести упираю­щегося второклассника. Чем серьезнее нарушение, тем раньше надо начинать его коррекцию. Серьезные нарушения физического и психического развития младенцев выявляют врачи (педиатр и невропатолог), поэтому родители не должны ставить под сомнение сам факт врачебного осмотра. В поликлинику луч­ше все-таки пойти, подавив в себе опа­сения подхватить какую-нибудь инфек­цию. Забота о здоровье и развитии ребен­ка в этом возрасте лежит на плечах меди­цинских работников, а не педагогов.

Родители сразу заметят у малыша яв­ное отклонение от нормы, а вот «неболь­шие мелочи», например, «серьезность, неулыбчивость» ребенка в 3—4 месяца при обязательном в это время «комплек­се оживления» — эмоциональном реаги­ровании на родителей, могут оказаться одним из симптомов различных наруше­ний: задержки психического развития, дефектов зрения или слуха. Так что вос­хищение мам и пап — «смотри, он меня узнал, гляди, как бьет ножками» — впол­не обосновано. Чтобы заметить неблаго­получие своего ребенка и уметь помочь ему, необходимо знать возрастные пара­метры нормального развития. О них можно прочитать в специальных книгах по возрастной психологии или в книгах с правилами по уходу за детьми младен­ческого, младшего дошкольного 1-3 лет и дошкольного 3—7 лет возраста. Роди­телям будет понятно, что и как должен делать ребенок в тот или иной период своего развития. И если они заметят ка­кое-либо несоответствие между нормой и данными своего ребенка, то лучше сра­зу проконсультироваться со специалис­тами или хотя бы сделать себе пометку — для более позднего разговора с ними.

Хочу обратить внимание родителей на важность младенческого периода во всем дальнейшем процессе формирования личности» ребенка. Как раз в это время закладываются основы правильного фи­зического, умственного, речевого и эмо­ционального развития. Поэтому лучше раньше провести несколько сеансов мас­сажа для снятия повышенного или пони­женного тонуса мышц, ограничивающе­го необходимый объем движений мла­денца, следствием чего будет замедлен­ное овладение навыками сидения, ползания, ходьбы, чем позднее расстраи­ваться из-за снижения темпа и качества умственного развития.

Досье на своего сына

Учитывая большую значимость мла­денческого возраста, все коррекционные педагоги и психоневрологи обязательно собирают анамнестические данные, своеобразное досье, куда входят сведе­ния о внутриутробном развитии ребенка, о протекании беременности, о родах и, наконец, о развитии ребенка в грудном и раннем дошкольном возрасте. Cбop этих данных идет, как правило, со слов родителей, которые, к сожалению, мало что помнят или используют записи, сде­ланные педиатром. Подобные сведения позволяют специалистам поставить бо­лее точный диагноз и определить успеш­ность коррекционного воздействия. Ис­ходя из этого, хочу посоветовать всем родителям завести дневник наблюдений, где мама будет делать пометки о сроках прохождения ребенком разных этапов развития:

 

— когда начал держать головку, си­деть, ползать, вставать, ходить*

— когда появилось «гуление», лепет, первые слова;

— прерывалось ли речевое развитие;

— как ребенок реагирует на маму, род­ных и чужих людей, на различные раздра­жители; неожиданный звук, яркая игруш­ка, сердитое лицо мамы и так далее.

 

Когда ваш ребенок, будучи здоровым как физически, так и психически, разме­няет свой первый десяток лет, можно будет с чистой совестью убрать этот дневник в семейный архив.

 

Не теряй время! (Смотри в оба!)

Итак, как узнать, есть ли у вашего ре­бенка проблемы развития или нет? Преж­де всего, родителей должна насторожить непохожесть ребенка на других детей, которых они видят или о которых слы­шат. Очень полезны в этом смысле «ба­бьи» разговоры о детях, пеленках и т.д.

Если родители знакомы с возрастны­ми нормами развития, должно вызвать тревогу отставание от этих норм. Не от­махивайтесь от таких фактов: «Не заго­ворил в год-полтора, потом заговорит — в два, а то и в три года. Не узнает маму в 4 месяца, вот чуть-чуть вырастет — и уз­нает, заулыбается». Милые родители! Такая позиция недопустима по отноше­нию к своему ребенку!

Развитие ребенка — это сложный про­цесс, где все взаимосвязано друг с дру­гом, небольшое нарушение в раннем воз­расте может спровоцировать потом це­лый клубок проблем.

Еще раз обращаю ваше внимание — с проблемами у детей-младенцев необходи­мо срочно обращаться к врачу

 

Автор: Ю. Жихарева

Поделиться в соц. сетях

В Мой Мир
Нравится
 

Добавить комментарий

Карта