Как говорит ваш ребенок

Каждый родитель однажды зада­ется вопросом: «А правильно ли говорит мой ребенок?» Данная статья-справка предназначается родите­лям, воспитателям детских садов, а так­же учителям начальных классов. С нару­шениями в формировании речевой функции у детей приходится встречать­ся специалистам разного профиля: лого­педам, психологам, учителям, врачам.

Материал, представленный в статье, подобран в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Данная разра­ботка рекомендована лишь для первич­ной оценки речевого развития. Цель ее — помочь родителям понять, надо ли направлять ребенка на дальнейшую кон­сультацию к логопеду или нет. Чтобы составить полное представление о речи ребенка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:

 

• понимание речи;

• оценка речи по звучанию (звукопро-изношение);

• фонематический слух;

• связная речь;

• лексико-грамматический строй речи;

• состояние голоса;

• темп речи.

 

Рассмотрим отдельно каждый пара­метр, по которому производится оценка.

«Понимание речи» включает в себя понимание инструкции, которую необ­ходимо выполнить в определенной по­следовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяс­нение наиболее часто употребляемых пословиц.

«Связная речь» подразумевает состав­ление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребенок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определенного ко­личества слогов (для каждого возраста оно разное).

«Оценка речи по звучанию» предпола­гает определить внятность речи ребенка.

«Фонематический слух». Оценивается способность к отхлопыванию ритмов, правильность произнесения ряда звуков и их последовательности, способность про­изводить звуко-буквенный анализ слов и умение по звукам составить слово.

«Лексико-грамматический строй речи». Оценивается способность изменять сло­ва по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).

«Состояние голоса». Обращается вни­мание на звучность и способность ме­нять интонацию голоса. Детям 3—4 лет предлагается изменить голос, имитируя больших и маленьких зверей. Можно предложить дошкольникам изменить го­лос, используя персонажей сказки «Три Медведя». Взрослые обращаются к ре­бенку с просьбой повторить, например, фразу: «Кто сидел на моем стуле и сло­мал его?» за Михаила Ивановича, Наста­сью Петровну и маленького Мишутку. Если ребенок может модулировать голос (т.е. понижать и повышать), то результат оценивается «1», если нет —«О». Млад­шим школьникам предлагается изменить повествовательное предложение: «Сего­дня ясный день» на вопросительное и восклицательное предложения. Послед­ним проверяется темп речи. Если ребе­нок говорит слишком медленно или слишком быстро, а также если в его речи встречаются запинки, результат оцени­вается в «О», если темп речи нормаль­ный — то в «1».

Подводя итог сказанному, предлагаем вам воспользоваться планом — подсказ­кой, чтобы определить и оценить умения и навыки вашего ребенка в 3 года.

Понимание речи. Выполнение односту­пенчатой инструкции: 1. Дай мне куклу (1/0). 2. Дай маме мишку (I/O). 3. Возьми книжку и положи ее в шкаф (1/0). Связная речь. Беседа по картинкам: что здесь нарисовано? (ответ из одного слова) 1. Яблоко (1/0). 2. Кошка (1/0). 3. Стул (1/0). Оценка речи по звучанию. Общее впечат­ление от речи: внятная (1); невнятная (0).

Фонематический слух. Хлопки (все хлопки одинаковые) два, два (1/0) три, два (1/0)два, один (1/0)два (1/0).

Лексико-грамматический строй речи. Звукоподражание: 1. Как мяукают котя­та (1/0)? 2. Как лает собака (1/0)? 3. Как тикают часы (1/0)?

Состояние голоса: 1. Представь, что ты — маленький котенок (1/0). 2. А те­перь — большая собака (1/0). 3. Малень­кий щенок (1/0). (Следим, изменяет ли ребенок голос).

Темп речи. Норма (1). Укоренный (0). Замедленный (0). Запинки (0).

Понимание речи. Выполнение двух-и трехступенчатой инструкции: 1. Возь­ми куклу и положи ее на стол. (1/0). 2. По­дойди к маме. Возьми ее за руку (1/0). Под­веди ее ко мне. 3. Закрой глаза. Хлопни в ладоши. Топни ногой (1/0).

Связная речь. Сюжетные картинки с открытым смыслом. 1. Составь предло­жение по картинкам: Девочка читает (1/0). Девочка спит (1/0). Мальчик ри­сует (1/0). (Рис. 4, 5, 6.) 2. Серия из трех картинок (1/0) (любых).

Оценка речи по звучанию. Общее впечатление от речи: внятная (1). невнятная (0).

Фонематический слух. 1. Хлопки: два, два (1/0) три, два (1/0) два, один (1/0) два (1/0). 2. Покажи: где миска, а где миш­ка—хлопок сдвоенный (1/0). (Рис. 7.)

Лексико грамматический строй речи.

1. Основные цвета: красный (1/0), жел­тый (1/0), синий (1/0), зеленый (1/0).

2. Кто это? (Показываем картинки пе­туха, козы). А как он кричит (1/0)? А что это у него (1/0)?

{Петух: «Ку — ка — ре — ку!». Гребе­шок, хвост. Кот: «Мяу!» Усы, хвост. Коза: «М — е — е — …ш Рога. Глаза.)

Состояние голоса. (Умение модулиро­вать). Сказка «Три медведя». Пусть ребе­нок скажет за Михаил о Ивановича, На­стасью Петровну, маленького Ми шутку. Михайло Иванович: «Кто сидел на моем стуле?» (1/0) Настасья Петровна (1/0). Мишутка (1/0)-

Темп речи. Норма (1). Ускоренный (0). Замедленный (0). Запинки (0).

Автор: Е. Глаголева

Поделиться в соц. сетях

В Мой Мир
Нравится
 

Добавить комментарий

Карта