МАМА, Я БОЮСЬ, или Как помочь ребенку справиться со своими страхами

Страх — это отрицательная эмоция, возникающая в ре­зультате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни личности.

Психологи разделяют страхи на приобретенные и врожден­ные. Приобретенные страхи связаны с конкретными событи­ями, произошедшими с человеком; эти страхи внушаемы.

При­чинами возникновения страха могут стать самые разные обстоятельства. Например:

- травматический опыт, полученный ребенком (укус собаки, осы и т. д.);

- нормальное взросление (так появляется, например, есте­ственный страх смерти);

- нарушение отношений с родителями; оа психические заболевания.

Врожденные страхи сопровождают определенный возраст­ной период развития. После трех лет, к примеру, начинается бурное развитие фантазии, воображения, образного мышления при том, что дети еще очень наивны и внушаемы. Маленькие дети могут бояться всего: любого резкого звука, темноты, игрушки. И даже если вам кажется, что ваш ребенок пережил какую-то пугающую его ситуацию без какого-либо вреда для себя, то спустя некоторое время у него могут появиться страхи.

От 1 до 3 лет — у ребенка может быть боязнь резких звуков, одиночества, страх потерять маму (если он посещает ясли), боязнь боли, медработников. В этот период детям могут сниться страшные сны, поэтому могут появиться страхи перед засыпанием.

От 3 до 5 лет — возраст эмоционального наполнения «Я» ребенка. Часто встречается триада страхов: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства.

От 5 до 7 лет — в этом периоде интенсивно развивается абстрактное мышление, способность к обобщениям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: «Откуда все взялось? Зачем живут люди?» и т. д. Ведущим стра­хом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Все эти страхи носят преходящий характер.

 

Факторы, способствующие появлению страхов

1. Чрезмерная опека.

Если родители стремятся оградить ребенка от всех неприятностей, предвосхитить все трудности, которые могут встретиться у него на пути, ребенок начинает воспринимать мир как угрозу, как нечто чужеродное  и таящее опасность, с чем стоит избегать контактов.

2. Разговоры взрослых о болезнях и несчастьях. Если взрослые, окружающие малыша, склонны к пессимизму, сами воспринимают жизнь как череду неприятностей и трудностей (что выражается в частых разговорах о своих и чужих несчастьях и болезнях), то, естественно, они не научат своего ребенка жизнера­достности и оптимизму, так как маленькие дети воспринимают боль­шой мир через призму взглядов и оценок своих родителей.

3. Чрезмерная напряженность и непонимание в семье.

Если в семье часто возникают конфликты или чувствуется напря­женность и непонимание между ее членами, то это непосредственно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, в том числе на силу и количество возникающих страхов.

4. Неуверенность родителей в своих воспитательных дей­ствиях.

Если родители ведут себя излишне мягко, все время сомневаясь в правильности своих действий по отношению к сыну или доче­ри, то это тоже неблагоприятно сказывается на его (ее) развитии. Для психологического благополучия детей нужно, чтобы родители являлись некой крепостью, которая уверенно ограничивает рамки свободы и в то же время надежно защищает.

5. Отсутствие общения со сверстниками.

У детей, имеющих возможность играть со сверстниками, стра­хи реже переходят на патологический уровень. Вероятно, это объясняется тем, что в совместных играх ребята одного возрас­та невольно обращаются к теме наиболее актуального для них страха и таким образом дают волю своим эмоциям, одновремен­но получая групповую поддержку.

 

Как нужно вести себя с ребенком, испытывающим страх:

- В первую очередь необходимо выяснить причину страха.

- Ни в коем случае не наказывать ребенка.

- Не напоминать ребенку о страхе.

-Постараться проиграть пугающее ребенка событие, где бы страшное показалось смешным, нелепым, безобидным.

- Нужно быть внимательным к ребенку, не оставлять его одного наедине со своими страхами, не игнорировать страх.

- Не перегружать фантазию и воображение ребенка пугающими его сказками и историями.

- Не передавать свой страх ребенку.

Поделиться в соц. сетях

В Мой Мир
Нравится
 

Добавить комментарий

Карта