Коррекционно-развивающие игры для детей раннего возраста

Раннее детство — период особой пла­стичности центральной нервной сис­темы, повышенной чувствительности к внешним раздражителям. Этот возраст характеризуется наибольшими возмож­ностями для развития способностей ре­бенка к дальнейшему овладению всеми видами человеческой деятельности.

Не для кого не секрет, что дети разви­ваются в процессе общения со взрослы­ми. В основе этого процесса лежит эмо­циональный контакт, постепенно пере­растающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием раз­вития малыша.

С первых недель жизни младенцу не­обходимо активное общение с любящи­ми его взрослыми, которое помогает ему обрести чувство доверия и безопасности, стимулирует психофизическое развитие.

Предлагаемые в статье игры и игро­вые ситуации направлены на развитие речи и слухового восприятия ребенка, ознакомление его с собственным телом, активизацию любознательности. Они создадут у взрослых и малышей веселое настроение.

Важно помнить, что у детей с наруше­ниями развития, как правило, биологи­ческий возраст очень часто не совпадает с психическим, речевым и социальным. Поэтому, отбирая игры, родителям необходимо в первую очередь ориентировать­ся на возможности своего ребенка.

Играйте со своим ребенком привлекайте его к себе, обнимайте, похлопывайте, поглаживайте его тельце, целуйте и оба испытывайте от этого радость!

 

Игры на первом году жизни

Все малыши нуждаются в зрительных впечатлениях. Полезны игры на фиксацию взгляда на ярком предмете, различение цветов и развитие зрительно-моторной координации.

 

«Мои носочки и варежки»

Наденьте яркий цветной носочек на ножку ребенка. Расположите ножку так, чтобы малыш видел носок (его яркая расцветка способствует стимулированию активности). Вначале ребенок может ос­танавливать свой взгляд на носке случай­но, но вскоре он научится сосредотачиваться на ярком пятне более продолжи­тельное время.

Попытайтесь надеть ребенку на руку цветную варежку. Комментируйте то, что вы делаете. Наблюдайте, как малыш начнет приближать руку к глазам и фиксировать взгляд на том, что видит.

Психологи и педагоги справедливо счита­ют, что чем больше новых предметов имеет возможность созерцать младенец, тем более высоких показателей он достигнет в своем развитии. Поэтому целесообразны игры-путешествия с ребенком по комнате.

 

«Первые путешествия»

Перенося ребенка из комнаты в ком­нату и помещая то на пол, то в кресло, то в кроватку, можно значительно расши­рить его кругозор. А для того чтобы игра стала для малыша еще интереснее, раз­ложите яркие игрушки по маршруту пу­тешествия. Называйте предметы и дейст­вия с ними.

 

«Важный разговор»

Приобретение речевых навыков, попол­нение словарного запаса.

Многие дети очень любят «говорить» по телефону, независимо от того, насто­ящий он или игрушечный. Для этой игры вам понадобится игрушечный телефон. Посадите ребенка к себе на колени и при­ложите трубку своему уху, делая вид, что разговариваете по телефону. С маленькими детьми на первых этапах произносите отдельные звуки, а потом слоги. Ребенок будет пытаться повторять за вами. В игре с более старшими детьми произнесите короткие фразы, употребляя в них имя ребенка, например: «Здравствуй,…». По­сле этого приложите трубку к уху малы­ша и повторите эту фразу. В разговоре задавайте только понятии»ребенку во­просы, требующие односложного ответа. В начале и в конце разговора обязатель­но произнесите вежливые» слова.

 

«Где игрушка?»

Установление эмоционального контак­та со взрослым и развитие внимания.

Сядьте с малышом на ковер, рядом с тем местом, где можно что-то спрятать. Покажите ребенку игрушку и дайте ему ее подержать. Затем возьмите игрушку и спрячьте ее у него на глазах, сказав при этом: «Я игрушку прячу!» Пусть ваш ре­бенок попробует найти игрушку, а если у него это не получится с первого раза, повторите игру. Играйте до тех пор, пока он не научится находить игрушку.

 

«Я — музыкант»

Привлечение внимания к звучанию пред­метов, развитие координации движений рук.

Дети любят стучать ложкой о какой-нибудь предмет. Дайте вашему малышу деревянную ложку и покажите ему, как ею можно ударять по разным предметам. Спросите малыша: «Ты умеешь стучать ложкой?», а когда он сделает это, похва­лите его. Когда малыш начнет стучать, напевайте ему знакомую песенку, хло­пайте в ладоши и улыбайтесь.

 

«Рвем, гнем, мнем»

Развитие мелкой моторики рук, обога­щение зрительно-осязательного опыта.

Подберите разные виды бумаги: пис­чую, белую и цветную бумагу, фольгу и т.д. Сомните кусочек бумаги в своей руке. Дайте эту же бумагу ребенку и по­просите его сделать то же самое. Если малышу будет трудно или он не поймет, о чем его просят, возьмите его руки в свои и сомните бумагу. Проделывайте эти действия с бумагой разной фактуры. Привлеките внимание ребенка к звуку, который издает бумага при сминании. Научите ребенка бросать смятую бумагу в корзинку.

 

«Попади в банку»

Накопление зрительного, осязательно­го опыта, совершенствование движений рук при схватывании предметов разной величины.

Снимите крышку с большой банки. Покажите ребенку, как бросать в нее различные предметы (орешки, фасоль, бусинки, желуди, шишки и т.д.). Попро­сите малыша проделать то же самое.

В первое время рекомендуется совме­стное выполнение действий взрослого и ребенка. Используйте небьющуюся бан­ку без острых режущих краев. Не допус­кайте игр ребенка с мелкими предмета­ми в ваше отсутствие.

 

«Зайчик в корзинке»

Формирование положительного отно­шения к игрушкам, интереса к действиям с ними, развитие зрительно-двигательной координации.

Предложите ребенку, находящемуся в кроватке, бросить в корзинку какой-ни­будь предмет (это может быть его люби­мая игрушка: Дети раннего возраста очень любят развлекать себя, бросая те или иные предметы, поэтому задание не должно вызывать затруднений. Покажи­те ребенку, как бросить зайчика прямо в корзину. Это задание потребует от ребенка се­рьезных усилий, зато вы оба получите большое удовлетворение от достигнутых результатов.

 

Игры на втором году жизни

 

«Найди сюрприз»

Развитие хватания предмета рукой.

Соберите несколько банок небольшо­го размера с крышками. В каждую банку положите по яркой игрушке. Предложи­те ребенку по очереди открыть банки и достать из них игрушки.

Вашему малышу захочется снова и сно­ва открывать банки и доставать оттуда иг­рушки. Банки должны быть небьющиеся, среднего размера и легко открываться.

 

«Где игрушка?»

Развитие мелкой моторики рук, так­тильная стимуляция.

Заверните маленькую игрушку в цветную бумагу. Покажите ребенку за­вернутую игрушку и попросите ее раз­вернуть. Для малыша, имеющего мотор­ные затруднения, это достаточно слож­ное, но вполне выполнимое задание. Шорох бумаги может взволновать его даже больше, чем сама игрушка. Возь­мите игрушку, которую уже развернул ребенок, и заверните ее у него на глазах в другую бумагу. Пусть он опять развер­нет игрушку.

Используйте в игре разную бумагу: фольгу, цветную бумагу, салфетку и т.д.

 

«Ножки ходят по дорожке»

Развитие общей моторики, понима­ния элементарных речевых инструкций. Выложите на полу в квартире «дорож­ку» из различного материала (это может быть газета, коврики и т.д.). Покажите малышу эту дорожку и скажите: «По этой дорожке будут ходить твои ножки». Попросите его пройти по этой дорожке за вами. Если малыш не поймет, о чем вы его просите, проведите его за руку.

Игра станет еще интереснее, если дать ему игрушечный руль и в конце дорож­ки оставить сюрприз (яркую игрушку или что-нибудь вкусненькое).

 

«Сколько звуков!»

Обогащение ребенка сенсорными впе­чатлениями.

Положите в несколько баночек из-под фотопленки предметы, которые при встряхивании баночки будут произво­дить различные звуки (пуговицы, ракуш­ки, камушки, сухой горох, пшено, рис, монетки и т.д.).

Обязательно убедитесь, что баночки плотно закрыты и ребенок не сможет снять крышку и взять содержимое в рот.

Покажите ребенку, как можно трясти баночку и прислушиваться к шуму. От­дайте ему баночку и, держа его руку в сво­их руках, встряхивайте баночку пригова­ривая: «Тряси, тряси, тряси!» Предложи­те малышу потрясти все баночки, каждый раз привлекая внимание к звукам.

Возьмите две баночки, издающие контрастные звуки. Потрясите баночку с нежным звуком и скажите: «Тихо, тихо». После этого потрясите баночку с сильным звуком и скажите: «Громко, громко».

Удерживая баночку в руках, ребенок почувствует, что одни из них более лег­кие, другие — тяжелые.

 

«Узнай игрушку»

Различение неречевых звуков, подготов­ка слуха ребенка к различению звуков че­ловеческой речи.

Возьмите 2—3 хорошо знакомые ре­бенку игрушки, издающие звуки (погре­мушку, свистульку, бубен). Поговорите о каждой игрушке отдельно, обращая вни­мание на издаваемый ею звук. После этого закройте глаза малышу и предло­жите узнать предмет по звуку.

 

«Крышки и кастрюли»

Развитие элементарных исследователь­ских навыков и действий с предметами.

Дети любят играть с мисками и каст­рюлями. Дайте малышу миску и покажи­те, как накрыть кастрюлю крышкой. Когда он без труда научится выполнять это действие, дайте ему еще одну каст­рюлю другого размера и повторите игру уже с двумя кастрюлями. Положите в кастрюлю небольшую игрушку или что-нибудь вкусненькое. Когда малыш сни­мет крышку, он очень обрадуется.

 

Игры на третьем году жизни

 

«Найди пару»

Обогащение ребенка впечатлениями, нахождение парных предметов.

Соберите несколько пар обуви разно­го размера (обувь должна быть чистой). Возьмите один ботинок, а остальные от­ложите в сторону. Дайте выбранный бо­тинок ребенку и попросите его найти такой же. Если с первого раза малышу будет трудно справиться с заданием, по­могите ему. Во время игры обратите его внимание на цвет ботинка, его размер, наличие шнурков.

 

«Сушим белье»

Развитие мелкой моторики рук, соци­альная адаптация.

Предложите ребенку «посушить» одеж­ду любимой куклы. Для этого покажите ребенку, как прикрепить прищепку к веревке. Игра станет гораздо интереснее, если вы подберете разноцветные при­щепки и сделаете из них радугу.

 

«Разноцветные машинки»

Знакомство с основными цветами, их различение, группировка различных пред­метов по цвету.

Первый шаг к умению определять цвет — это нахождение предметов одно­го и того же цвета, подбор предметов по цвету. Возьмите, например, желтую и красную машинки. Сядьте на пол и вме­сте с ребенком катайте игрушечные ма­шины вперед-назад. Дайте малышу наи­граться. Через некоторое время возьмите лист красной и лист желтой бумаги. Раз­ложите листы на полу и на них поставьте машинки соответствующего цвета. По­просите ребенка сделать то же самое.

Играя, обязательно называйте каждый цвет. Новые цвета вводите постепенно и только после того, как ребенок усвоит предыдущие.

 

«Яблочки»

Фиксация внимания ребенка на цвете, обучение группировке однородных предме­тов по цвету.

Дайте ребенку сумку с красными и зелеными яблоками. Попросите его вы­нимать яблоки по одному. Называйте цвет всякий раз, когда ребенок достает яблоко из сумки. Когда он достанет все яблоки, попросите его разложить их на две кучки по цвету.

Когда ребенок научится без ошибок сортировать яблоки двух цветов, можно постепенно добавить яблоки другого цвета.

 

«Линии и закорючки»

Обучение подражанию действиям взрослого.

Покажите ребенку, как можно паль­цем проводить линии по рассыпанной на столе муке (песку). Придерживайте его руку, помогая проводить линии. Затем покажите, как можно изобразить волни­стую линию (проводите пальцем ребен­ка волнистую линию, держа его руку в своей руке).

Проводить линии, а также разнооб­разные «закорючки» можно как на сухом песке, так и на влажном. После того как ребенок научится проводить линии паль­цем, предложите ему сделать то же са­мое, но с помощью каких-нибудь пред­метов (палочкой).

Покажите малышу на земле (зимой на снегу) следы птиц, отпечатки от его ботинок и туфель мамы, след от игру­шечной машинки, велосипеда и т.д.

Автор:  И.Ю. Оглоблина

Поделиться в соц. сетях

В Мой Мир
Нравится
 

Добавить комментарий

Карта