Коррекционно-развивающие игры для детей раннего возраста
Раннее детство — период особой пластичности центральной нервной системы, повышенной чувствительности к внешним раздражителям. Этот возраст характеризуется наибольшими возможностями для развития способностей ребенка к дальнейшему овладению всеми видами человеческой деятельности.
Не для кого не секрет, что дети развиваются в процессе общения со взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития малыша.
С первых недель жизни младенцу необходимо активное общение с любящими его взрослыми, которое помогает ему обрести чувство доверия и безопасности, стимулирует психофизическое развитие.
Предлагаемые в статье игры и игровые ситуации направлены на развитие речи и слухового восприятия ребенка, ознакомление его с собственным телом, активизацию любознательности. Они создадут у взрослых и малышей веселое настроение.
Важно помнить, что у детей с нарушениями развития, как правило, биологический возраст очень часто не совпадает с психическим, речевым и социальным. Поэтому, отбирая игры, родителям необходимо в первую очередь ориентироваться на возможности своего ребенка.
Играйте со своим ребенком привлекайте его к себе, обнимайте, похлопывайте, поглаживайте его тельце, целуйте и оба испытывайте от этого радость!
Игры на первом году жизни
Все малыши нуждаются в зрительных впечатлениях. Полезны игры на фиксацию взгляда на ярком предмете, различение цветов и развитие зрительно-моторной координации.
«Мои носочки и варежки»
Наденьте яркий цветной носочек на ножку ребенка. Расположите ножку так, чтобы малыш видел носок (его яркая расцветка способствует стимулированию активности). Вначале ребенок может останавливать свой взгляд на носке случайно, но вскоре он научится сосредотачиваться на ярком пятне более продолжительное время.
Попытайтесь надеть ребенку на руку цветную варежку. Комментируйте то, что вы делаете. Наблюдайте, как малыш начнет приближать руку к глазам и фиксировать взгляд на том, что видит.
Психологи и педагоги справедливо считают, что чем больше новых предметов имеет возможность созерцать младенец, тем более высоких показателей он достигнет в своем развитии. Поэтому целесообразны игры-путешествия с ребенком по комнате.
«Первые путешествия»
Перенося ребенка из комнаты в комнату и помещая то на пол, то в кресло, то в кроватку, можно значительно расширить его кругозор. А для того чтобы игра стала для малыша еще интереснее, разложите яркие игрушки по маршруту путешествия. Называйте предметы и действия с ними.
«Важный разговор»
Приобретение речевых навыков, пополнение словарного запаса.
Многие дети очень любят «говорить» по телефону, независимо от того, настоящий он или игрушечный. Для этой игры вам понадобится игрушечный телефон. Посадите ребенка к себе на колени и приложите трубку своему уху, делая вид, что разговариваете по телефону. С маленькими детьми на первых этапах произносите отдельные звуки, а потом слоги. Ребенок будет пытаться повторять за вами. В игре с более старшими детьми произнесите короткие фразы, употребляя в них имя ребенка, например: «Здравствуй,…». После этого приложите трубку к уху малыша и повторите эту фразу. В разговоре задавайте только понятии»ребенку вопросы, требующие односложного ответа. В начале и в конце разговора обязательно произнесите вежливые» слова.
«Где игрушка?»
Установление эмоционального контакта со взрослым и развитие внимания.
Сядьте с малышом на ковер, рядом с тем местом, где можно что-то спрятать. Покажите ребенку игрушку и дайте ему ее подержать. Затем возьмите игрушку и спрячьте ее у него на глазах, сказав при этом: «Я игрушку прячу!» Пусть ваш ребенок попробует найти игрушку, а если у него это не получится с первого раза, повторите игру. Играйте до тех пор, пока он не научится находить игрушку.
«Я — музыкант»
Привлечение внимания к звучанию предметов, развитие координации движений рук.
Дети любят стучать ложкой о какой-нибудь предмет. Дайте вашему малышу деревянную ложку и покажите ему, как ею можно ударять по разным предметам. Спросите малыша: «Ты умеешь стучать ложкой?», а когда он сделает это, похвалите его. Когда малыш начнет стучать, напевайте ему знакомую песенку, хлопайте в ладоши и улыбайтесь.
«Рвем, гнем, мнем»
Развитие мелкой моторики рук, обогащение зрительно-осязательного опыта.
Подберите разные виды бумаги: писчую, белую и цветную бумагу, фольгу и т.д. Сомните кусочек бумаги в своей руке. Дайте эту же бумагу ребенку и попросите его сделать то же самое. Если малышу будет трудно или он не поймет, о чем его просят, возьмите его руки в свои и сомните бумагу. Проделывайте эти действия с бумагой разной фактуры. Привлеките внимание ребенка к звуку, который издает бумага при сминании. Научите ребенка бросать смятую бумагу в корзинку.
«Попади в банку»
Накопление зрительного, осязательного опыта, совершенствование движений рук при схватывании предметов разной величины.
Снимите крышку с большой банки. Покажите ребенку, как бросать в нее различные предметы (орешки, фасоль, бусинки, желуди, шишки и т.д.). Попросите малыша проделать то же самое.
В первое время рекомендуется совместное выполнение действий взрослого и ребенка. Используйте небьющуюся банку без острых режущих краев. Не допускайте игр ребенка с мелкими предметами в ваше отсутствие.
«Зайчик в корзинке»
Формирование положительного отношения к игрушкам, интереса к действиям с ними, развитие зрительно-двигательной координации.
Предложите ребенку, находящемуся в кроватке, бросить в корзинку какой-нибудь предмет (это может быть его любимая игрушка: Дети раннего возраста очень любят развлекать себя, бросая те или иные предметы, поэтому задание не должно вызывать затруднений. Покажите ребенку, как бросить зайчика прямо в корзину. Это задание потребует от ребенка серьезных усилий, зато вы оба получите большое удовлетворение от достигнутых результатов.
Игры на втором году жизни
«Найди сюрприз»
Развитие хватания предмета рукой.
Соберите несколько банок небольшого размера с крышками. В каждую банку положите по яркой игрушке. Предложите ребенку по очереди открыть банки и достать из них игрушки.
Вашему малышу захочется снова и снова открывать банки и доставать оттуда игрушки. Банки должны быть небьющиеся, среднего размера и легко открываться.
«Где игрушка?»
Развитие мелкой моторики рук, тактильная стимуляция.
Заверните маленькую игрушку в цветную бумагу. Покажите ребенку завернутую игрушку и попросите ее развернуть. Для малыша, имеющего моторные затруднения, это достаточно сложное, но вполне выполнимое задание. Шорох бумаги может взволновать его даже больше, чем сама игрушка. Возьмите игрушку, которую уже развернул ребенок, и заверните ее у него на глазах в другую бумагу. Пусть он опять развернет игрушку.
Используйте в игре разную бумагу: фольгу, цветную бумагу, салфетку и т.д.
«Ножки ходят по дорожке»
Развитие общей моторики, понимания элементарных речевых инструкций. Выложите на полу в квартире «дорожку» из различного материала (это может быть газета, коврики и т.д.). Покажите малышу эту дорожку и скажите: «По этой дорожке будут ходить твои ножки». Попросите его пройти по этой дорожке за вами. Если малыш не поймет, о чем вы его просите, проведите его за руку.
Игра станет еще интереснее, если дать ему игрушечный руль и в конце дорожки оставить сюрприз (яркую игрушку или что-нибудь вкусненькое).
«Сколько звуков!»
Обогащение ребенка сенсорными впечатлениями.
Положите в несколько баночек из-под фотопленки предметы, которые при встряхивании баночки будут производить различные звуки (пуговицы, ракушки, камушки, сухой горох, пшено, рис, монетки и т.д.).
Обязательно убедитесь, что баночки плотно закрыты и ребенок не сможет снять крышку и взять содержимое в рот.
Покажите ребенку, как можно трясти баночку и прислушиваться к шуму. Отдайте ему баночку и, держа его руку в своих руках, встряхивайте баночку приговаривая: «Тряси, тряси, тряси!» Предложите малышу потрясти все баночки, каждый раз привлекая внимание к звукам.
Возьмите две баночки, издающие контрастные звуки. Потрясите баночку с нежным звуком и скажите: «Тихо, тихо». После этого потрясите баночку с сильным звуком и скажите: «Громко, громко».
Удерживая баночку в руках, ребенок почувствует, что одни из них более легкие, другие — тяжелые.
«Узнай игрушку»
Различение неречевых звуков, подготовка слуха ребенка к различению звуков человеческой речи.
Возьмите 2—3 хорошо знакомые ребенку игрушки, издающие звуки (погремушку, свистульку, бубен). Поговорите о каждой игрушке отдельно, обращая внимание на издаваемый ею звук. После этого закройте глаза малышу и предложите узнать предмет по звуку.
«Крышки и кастрюли»
Развитие элементарных исследовательских навыков и действий с предметами.
Дети любят играть с мисками и кастрюлями. Дайте малышу миску и покажите, как накрыть кастрюлю крышкой. Когда он без труда научится выполнять это действие, дайте ему еще одну кастрюлю другого размера и повторите игру уже с двумя кастрюлями. Положите в кастрюлю небольшую игрушку или что-нибудь вкусненькое. Когда малыш снимет крышку, он очень обрадуется.
Игры на третьем году жизни
«Найди пару»
Обогащение ребенка впечатлениями, нахождение парных предметов.
Соберите несколько пар обуви разного размера (обувь должна быть чистой). Возьмите один ботинок, а остальные отложите в сторону. Дайте выбранный ботинок ребенку и попросите его найти такой же. Если с первого раза малышу будет трудно справиться с заданием, помогите ему. Во время игры обратите его внимание на цвет ботинка, его размер, наличие шнурков.
«Сушим белье»
Развитие мелкой моторики рук, социальная адаптация.
Предложите ребенку «посушить» одежду любимой куклы. Для этого покажите ребенку, как прикрепить прищепку к веревке. Игра станет гораздо интереснее, если вы подберете разноцветные прищепки и сделаете из них радугу.
«Разноцветные машинки»
Знакомство с основными цветами, их различение, группировка различных предметов по цвету.
Первый шаг к умению определять цвет — это нахождение предметов одного и того же цвета, подбор предметов по цвету. Возьмите, например, желтую и красную машинки. Сядьте на пол и вместе с ребенком катайте игрушечные машины вперед-назад. Дайте малышу наиграться. Через некоторое время возьмите лист красной и лист желтой бумаги. Разложите листы на полу и на них поставьте машинки соответствующего цвета. Попросите ребенка сделать то же самое.
Играя, обязательно называйте каждый цвет. Новые цвета вводите постепенно и только после того, как ребенок усвоит предыдущие.
«Яблочки»
Фиксация внимания ребенка на цвете, обучение группировке однородных предметов по цвету.
Дайте ребенку сумку с красными и зелеными яблоками. Попросите его вынимать яблоки по одному. Называйте цвет всякий раз, когда ребенок достает яблоко из сумки. Когда он достанет все яблоки, попросите его разложить их на две кучки по цвету.
Когда ребенок научится без ошибок сортировать яблоки двух цветов, можно постепенно добавить яблоки другого цвета.
«Линии и закорючки»
Обучение подражанию действиям взрослого.
Покажите ребенку, как можно пальцем проводить линии по рассыпанной на столе муке (песку). Придерживайте его руку, помогая проводить линии. Затем покажите, как можно изобразить волнистую линию (проводите пальцем ребенка волнистую линию, держа его руку в своей руке).
Проводить линии, а также разнообразные «закорючки» можно как на сухом песке, так и на влажном. После того как ребенок научится проводить линии пальцем, предложите ему сделать то же самое, но с помощью каких-нибудь предметов (палочкой).
Покажите малышу на земле (зимой на снегу) следы птиц, отпечатки от его ботинок и туфель мамы, след от игрушечной машинки, велосипеда и т.д.
Автор: И.Ю. Оглоблина
Добавить комментарий