Артикуляционные сказки-2
«Медведь»
Как-то раз, гуляя в лесу, Язычок увидел, как завтракал голодный медведь.
Язычок все хорошо запомнил и теперь часто показывает друзьям эту сценку.
— Медведь проголодался и стучит зубами по язычку — высунем кончик язычка и слегка прикусим его зубками (6 раз).
— Медведь грызет корешки — кончиком язычка с силой толкаем то левую, то правую щеку, по 5 раз каждую.
— Медведь сосет конфетку — совершаем сосательные движения и при этом громко чмокаем губами Конфетка прилипла — широко открываем рот и всю массу языка «присасываем» к нёбу, удерживаем язык в таком положении под счет до 5.
— Медведь слизывает мед:
а) с лапы (имитация);
б) с верхней губы (движения широкого языка вперед — вверх и назад — вниз);
в) с уголков рта;
г) с блюдца;
д) с подбородка — учиться удерживать кончик широкого языка в заданном положении, развивать его гибкость и подвижность.
— Медведь облизывает сладкие губы — при открытом рте совершать круговые движения кончиком языка сначала по верхней, затем по нижней губе (6 раз).
— Медведь объелся — погладить живот, с силой сделать длительный выдох: ф-фу- у-у! Кончик языка при этом чуть виден между губами.
— Медведь чистит зубы языком после еды — совершать «чистящие» движения широким языком по верхним и нижним зубам снаружи, затем изнутри.
— Медведь полощет рот после еды — движения надувания и втягивания щек (6 раз). «Вспомни, чем лакомится за завтраком медведь, которого встретил в лесу Язычок?»
Язычок убирает свой домик»
Домик Язычка — это наш рот, там всегда влажно и приходится спать в мокрой постельке, но зато там тепло, уютно и нет сквозняков. Уборку Язычок всегда начинает с проветривания.
— Язычок проветривает домик — открываем двери-губы, оконные рамы-зубы тщательно протираем с наружной и внутренней стороны (совершаем соответствующие движения языком), затем закрываем поочередно зубы, губы (5—6 раз).
— Язычок маляр. Язычок красит потолок-нёбо, тщательно и крепко прижимая к нему кисточку, как маляр; широко открыв рот, двигаем по нёбу язык вперед-назад и из стороны в сторону (5—10 раз).
— Язычок моет стены. Сте- ны-щеки в домике нашего Язычка странные — они могут надуваться и сдуваться, как шарики (попробовать надуть и сдуть щеки). Язычок аккуратно протирает их во время уборки — язык совершает увлажнение сверху вниз, и наоборот, полоска за полоской, по внутренней стороне щек.
— Язычок моет полы — рот открыт, двигаем кончиком языка вперед-назад от оснований нижних резцов в глубь рта и обратно (5—6 раз).
— Язычок плотник. На потолке-нёбе есть маленькие бугорки, которые называются альвеолы, это люстры в домике Язычка. Наш хозяин прибивает там гвоздики и проверяет, прочно ли висят люстры. Кончиком языка стучим по альвеолам: ды-ды-ды.
— Язычок проверяет, крепкие ли в доме замки. Губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зубы плотно сжимаются и разжимаются.
— Язычок, закончив уборку, отдыхает на крылечке. Широкий язык удерживаем под счет до 5 на нижней губе и дуем на него ветерком, не надувая щек.
Вспомни, как мама убирает квартиру? Помогаешь ли ты ей в уборке? Как?
«Новый друг Язычка»
Эта история о том, как однажды Язычок познакомился с котенком.
— Рано утром Язычок вышел посидеть на крылечко — язык лежит на нижней губе, рот полуоткрыт, губы не напряжены.
— Разминаясь, Язычок потянулся вверх к солнышку — кончик языка тянется к носу, затем вниз к лужам — острый язык тянется к подбородку.
— Свежий ветерок взбодрил Язычок — дуем на широкий язык, не надувая щек Вдруг из-под крылечка наш Язычок услышал мяуканье — громко мяукаем, наклонился посмотреть — опустить язык вниз, увидел котенка и ласково его погладил — имитируем кистью руки поглаживание.
— Котенок испугался и выгнул спинку — Язычок сделал точно так же — кончик языка упирается в нижние зубы, широкий язык круто выгнут.
— «Киску надо накормить!» — подумал Язычок и принес чашку с молоком — рот открыт, широкий язык в форме чашки поднимается к верхней губе, губы неподвижны.
— Котенок стал жадно лакать молоко — совершать соответствующие движения, облизываться — широким языком облизать верхнюю губу движением сверху вниз, рот открыт, умываться — круговые движения язычком по губам, и выгибаться теперь уже от удовольствия.
— Довольный котенок потерся о ноги — верхними зубами как бы погладить круто изогнутый язык — и замурлыкал от удовольствия — тихо мурлыкаем.
Потом они вместе катались на качелях — совершать движения широкого язычка то к верхней, то к нижней губе, и играли в футбол — язык толкается в щеки.
Как ты думаешь, почему котенок подружился с Язычком и стал жить вместе с ним?
«Язычок в цирке»
Больше всего на свете наш Язычок любит ходить в цирк, ему всегда хочется быть не только зрителем, но и участником представления.
— Представление открывают барабанщики, и Язычок вместе с ними стучит по нёбу за верхними зубами: «Ды-ды! ды-ды-ды!»
— «Качалочка» — это выступление воздушных гимнастов на трапеции. Язычок тоже качается вперед-назад, то выдвигаясь изо рта далеко вперед, то прячась в глубине рта (5—6 раз).
— Дрессированные тигры:
а) расселись на цирковых тумбах, и широкий язык также занял место на нижней губе;
б) потом они стали прыгать в кольцо туда-сюда, и Язычок прыгал из одного уголка рта в другой — рот открыт;
в) еще тигры качались на качелях и Язычок тоже — рот открыт, языком дотрагиваемся сначала до верхней, потом до нижней губы (по 5—6 раз).
Цирковые лошадки звонко цокали копытами — кончиком языка издаем щелкаю щие звуки, помахивали хвостиками — водим языком вле- во-вправо. Наездники сидели в красивых седлах, похожих на чашечки, — открываем рот, широкий язык в форме чашки поднимаем к верхней губе, при этом губы остаются неподвижными. Они натягивали поводья и смешно останавливали своих лошадок: «Тпр-р-ру-у» (издаем кучерское межгубное).
5. Фокусник удивил Язычка больше всех. Показываем его фокус вместе с Язычком: кладем ватку на кончик носа и сдуваем ее, направляя воздушную струю посередине широкого, в форме чашки, языка вверх. Язык при этом чуть высунут, щеки не раздуваются, зубы не прикусываются. Ватка летит строго вверх. У кого выше?
Что вам понравилось больше всего? Кто из вас был в цирке, ребята?
«Язычок музыкант»
Недавно Язычок побывал на концерте. Музыканты играли на разных инструментах, и нашему Язычку тоже захотелось поиграть.
— Язычок играет на барабане — кончиком языка стучим по нёбу за верхними зубами: ды-ды-ды.
Язычок играет на гармошке — улыбаемся, приоткрыв рот, «присасываем» язык к нёбу и, не изменяя его положения, то закрываем, то открываем рот, растягивая подъязычную уздечку, — меха, удерживаем язык в каждом положении под счет от 3 до 9.
— Язычок бренчит на бала- лаечке — приоткрываем рот, кладем язык на верхнюю губу и производим движения его широким передним краем по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, сначала производить медленные движения, потом, ускоряя темп и добавляя голос, пока не послышится: бл-бл.
—Дудочка Язычка играет — его дудочка молчит (губы вытянуть вперед дудочкой, рот не открывать; по сигналу «Дудочка молчит!» губы принимают нормальное положение (чередовать 5—6 раз).
Вспомни, на каких музыкальных инструментах научился играть наш Язычок? А на каких музыкальных инструментах умеешь играть ты?
«Язычок собирает грибы»
1. Осенью Язычок отправился в лес, прихватив с собой большую корзину.
— 1. «Корзина»-рот открыт, широкий язык в форме чашки поднимается к верхней губе, губы неподвижны — удерживаем их под счет до 5. В лесу Язычок увидел ручеек (холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов, губы растянуты в улыбке). Подставив ладошку, можно почувствовать, какая холодная вода в нашем ручейке.
— Свежий ветерок радовал Язычка (дуть на широкий язык, не раздувая щек).
— На поляне Язычок нашел красивый грибок (широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка — его ножку).
— Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот боровик, а вот мухомор…». Повторяем предыдущее упражнение 6—10 раз.
— Язычок отправился домой после того, как набрал полную корзину грибов — повторяем упражнение «Корзина».
— «Ням-ням!» — так приговаривали друзья нашего Язычка, кушая вечером лапшу с грибами (совершать гладящие движения широким языком по верхней губе вперед-назад).
А ты когда-нибудь собирал в лесу грибы? Как ты думаешь, все ли грибы можно класть в корзину? эффекта уже не наблюдается. Это происходит в результате правильного позиционирования языка, давление которого на свод верхней челюсти изнутри позволяет устранить мышечный дисбаланс — располагаясь нёбно, язык поддерживает свод верхней челюсти, нормализуя его форму и ширину. Поэтому корректировать дыхания необходимо как можно раньше, для чего разработаны трейнеры и для молочного прикуса. Их применение позволяет не только нормализовать тип дыхания, но и устранить нарушения в формировании артикуляционного аппарата, а значит ускорить постановку звуков [р], [к], [ц],[х]
Добавить комментарий