Артикуляционные сказки-2

Начало тут

«Медведь»

Как-то раз, гуляя в лесу, Язычок увидел, как завтракал голодный медведь.

Язычок все хорошо запом­нил и теперь часто показыва­ет друзьям эту сценку.

—  Медведь проголодался и стучит зубами по язычку — высунем кончик язычка и слегка прикусим его зубками (6 раз).

—    Медведь грызет кореш­ки — кончиком язычка с си­лой толкаем то левую, то пра­вую щеку, по 5 раз каждую.

—    Медведь сосет конфетку — совершаем сосательные движе­ния и при этом громко чмока­ем губами Конфетка прилипла — широко открываем рот и всю массу языка «присасываем» к нёбу, удерживаем язык в та­ком положении под счет до 5.

—  Медведь слизывает мед:

а)    с лапы (имитация);

б)    с верхней губы (движе­ния широкого языка вперед — вверх и назад — вниз);

в)    с уголков рта;

г)    с блюдца;

д)    с подбородка — учиться удерживать кончик широко­го языка в заданном положе­нии, развивать его гибкость и подвижность.

— Медведь облизывает слад­кие губы — при открытом рте совершать круговые движения кончиком языка сначала по верхней, затем по нижней губе (6 раз).

—   Медведь объелся — по­гладить живот, с силой сде­лать длительный выдох: ф-фу- у-у! Кончик языка при этом чуть виден между губами.

—     Медведь чистит зубы языком после еды — совер­шать «чистящие» движения широким языком по верхним и нижним зубам снаружи, за­тем изнутри.

— Медведь полощет рот пос­ле еды — движения надува­ния и втягивания щек (6 раз). «Вспомни, чем лакомится за завтраком медведь, которого встретил в лесу Язычок?»

Язычок убирает свой домик»

Домик Язычка — это наш рот, там всегда влажно и при­ходится спать в мокрой по­стельке, но зато там тепло, уютно и нет сквозняков. Убор­ку Язычок всегда начинает с проветривания.

— Язычок проветривает до­мик — открываем двери-губы, оконные рамы-зубы тщатель­но протираем с наружной и внутренней стороны (соверша­ем соответствующие движе­ния языком), затем закрыва­ем поочередно зубы, губы (5—6 раз).

—    Язычок маляр. Язычок красит потолок-нёбо, тщатель­но и крепко прижимая к нему кисточку, как маляр; широ­ко открыв рот, двигаем по нёбу язык вперед-назад и из стороны в сторону (5—10 раз).

—  Язычок моет стены. Сте- ны-щеки в домике нашего Язычка странные — они мо­гут надуваться и сдуваться, как шарики (попробовать на­дуть и сдуть щеки). Язычок аккуратно протирает их во вре­мя уборки — язык совершает увлажнение сверху вниз, и наоборот, полоска за полоской, по внутренней стороне щек.

— Язычок моет полы — рот открыт, двигаем кончиком языка вперед-назад от основа­ний нижних резцов в глубь рта и обратно (5—6 раз).

—   Язычок плотник. На по­толке-нёбе есть маленькие бу­горки, которые называются альвеолы, это люстры в доми­ке Язычка. Наш хозяин при­бивает там гвоздики и прове­ряет, прочно ли висят люст­ры. Кончиком языка стучим по альвеолам: ды-ды-ды.

—  Язычок проверяет, креп­кие ли в доме замки. Губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зубы плотно сжи­маются и разжимаются.

—   Язычок, закончив убор­ку, отдыхает на крылечке. Широкий язык удерживаем под счет до 5 на нижней губе и дуем на него ветерком, не надувая щек.

Вспомни, как мама убира­ет квартиру? Помогаешь ли ты ей в уборке? Как?

 

«Новый друг Язычка»

Эта история о том, как од­нажды Язычок познакомился с котенком.

—   Рано утром Язычок вы­шел посидеть на крылечко — язык лежит на нижней губе, рот полуоткрыт, губы не на­пряжены.

—  Разминаясь, Язычок по­тянулся вверх к солнышку — кончик языка тянется к носу, затем вниз к лужам — острый язык тянется к подбородку.

—     Свежий ветерок взбодрил Язычок — дуем на широкий язык, не надувая щек Вдруг из-под крылечка наш Язычок услышал мяука­нье — громко мяукаем, на­клонился посмотреть — опус­тить язык вниз, увидел котен­ка и ласково его погладил — имитируем кистью руки по­глаживание.

—  Котенок испугался и вы­гнул спинку — Язычок сде­лал точно так же — кончик языка упирается в нижние зубы, широкий язык круто выгнут.

—    «Киску надо накор­мить!» — подумал Язычок и принес чашку с молоком — рот открыт, широкий язык в форме чашки поднимается к верхней губе, губы непод­вижны.

—   Котенок стал жадно ла­кать молоко — совершать со­ответствующие движения, об­лизываться — широким язы­ком облизать верхнюю губу движением сверху вниз, рот открыт, умываться — круго­вые движения язычком по гу­бам, и выгибаться теперь уже от удовольствия.

—       Довольный котенок по­терся о ноги — верхними зу­бами как бы погладить круто изогнутый язык — и замур­лыкал от удовольствия — тихо мурлыкаем.

Потом они вместе ката­лись на качелях — совершать движения широкого язычка то к верхней, то к нижней губе, и играли в футбол — язык толкается в щеки.

Как ты думаешь, почему котенок подружился с Языч­ком и стал жить вместе с ним?

 

«Язычок в цирке»

Больше всего на свете наш Язычок любит ходить в цирк, ему всегда хочется быть не только зрителем, но и участ­ником представления.

— Представление открыва­ют барабанщики, и Язычок вместе с ними стучит по нёбу за верхними зубами: «Ды-ды! ды-ды-ды!»

—    «Качалочка» — это вы­ступление воздушных гимна­стов на трапеции. Язычок тоже качается вперед-назад, то выдвигаясь изо рта далеко вперед, то прячась в глубине рта (5—6 раз).

—   Дрессированные тигры:

а)    расселись на цирковых тумбах, и широкий язык так­же занял место на нижней губе;

б)   потом они стали прыгать в кольцо туда-сюда, и Язычок прыгал из одного уголка рта в другой — рот открыт;

в)     еще тигры качались на качелях и Язычок тоже — рот открыт, языком дотрагиваем­ся сначала до верхней, потом до нижней губы (по 5—6 раз).

Цирковые лошадки звон­ко цокали копытами — кон­чиком языка издаем щелкаю­ щие звуки, помахивали хвос­тиками — водим языком вле- во-вправо. Наездники сидели в красивых седлах, похожих на чашечки, — открываем рот, широкий язык в форме чашки поднимаем к верхней губе, при этом губы остаются неподвижными. Они натяги­вали поводья и смешно оста­навливали своих лошадок: «Тпр-р-ру-у» (издаем кучер­ское межгубное).

5. Фокусник удивил Языч­ка больше всех. Показываем его фокус вместе с Язычком: кладем ватку на кончик носа и сдуваем ее, направляя воз­душную струю посередине широкого, в форме чашки, языка вверх. Язык при этом чуть высунут, щеки не раз­дуваются, зубы не прикусы­ваются. Ватка летит строго вверх. У кого выше?

Что вам понравилось боль­ше всего? Кто из вас был в цирке, ребята?

«Язычок музыкант»

Недавно Язычок побывал на концерте. Музыканты играли на разных инструментах, и нашему Язычку тоже захоте­лось поиграть.

—   Язычок играет на бара­бане — кончиком языка сту­чим по нёбу за верхними зу­бами: ды-ды-ды.

Язычок играет на гармош­ке — улыбаемся, приоткрыв рот, «присасываем» язык к нёбу и, не изменяя его положения, то закрываем, то открываем рот, растягивая подъязычную уздеч­ку, — меха, удерживаем язык в каждом положении под счет от 3 до 9.

— Язычок бренчит на бала- лаечке — приоткрываем рот, кладем язык на верхнюю губу и производим движения его широким передним краем по верхней губе вперед-назад, ста­раясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, сначала производить медлен­ные движения, потом, ускоряя темп и добавляя голос, пока не послышится: бл-бл.

—Дудочка Язычка играет — его дудочка молчит (губы вы­тянуть вперед дудочкой, рот не открывать; по сигналу «Дудоч­ка молчит!» губы принимают нормальное положение (чередо­вать 5—6 раз).

Вспомни, на каких музы­кальных инструментах на­учился играть наш Язычок? А на каких музыкальных ин­струментах умеешь играть ты?

 

«Язычок собирает грибы»

1. Осенью Язычок отпра­вился в лес, прихватив с со­бой большую корзину.

—    1. «Корзина»-рот открыт, широкий язык в форме чаш­ки поднимается к верхней губе, губы неподвижны — удерживаем их под счет до 5. В лесу Язычок увидел ручеек (холодная струйка воз­духа «стекает» посередине широкого языка, кончик ко­торого упирается в основание нижних передних зубов, губы растянуты в улыбке). Подста­вив ладошку, можно почув­ствовать, какая холодная вода в нашем ручейке.

— Свежий ветерок радовал Язычка (дуть на широкий язык, не раздувая щек).

—    На поляне Язычок на­шел красивый грибок (широ­кий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напомина­ет шляпку гриба, а подъязыч­ная уздечка — его ножку).

—  Язычок перебегал от од­ного гриба к другому, приго­варивая: «Вот лисичка, вот боровик, а вот мухомор…». Повторяем предыдущее уп­ражнение 6—10 раз.

—    Язычок отправился до­мой после того, как набрал пол­ную корзину грибов — повто­ряем упражнение «Корзина».

—    «Ням-ням!» — так при­говаривали друзья нашего Язычка, кушая вечером лап­шу с грибами (совершать гла­дящие движения широким языком по верхней губе впе­ред-назад).

А ты когда-нибудь собирал в лесу грибы? Как ты дума­ешь, все ли грибы можно класть в корзину? эффекта уже не наблюдается. Это происходит в результате правильного позиционирова­ния языка, давление которо­го на свод верхней челюсти изнутри позволяет устранить мышечный дисбаланс — рас­полагаясь нёбно, язык поддер­живает свод верхней челюсти, нормализуя его форму и ши­рину. Поэтому корректировать дыхания необходимо как можно раньше, для чего раз­работаны трейнеры и для мо­лочного прикуса. Их примене­ние позволяет не только нор­мализовать тип дыхания, но и устранить нарушения в фор­мировании артикуляционного аппарата, а значит ускорить постановку звуков [р], [к], [ц],[х]

Поделиться в соц. сетях

В Мой Мир
Нравится
 

Добавить комментарий

Карта