Игры для развития мелкой моторики у детей с тяжёлыми нарушениями ручи
Цель. Развитие внимания, слухо-моторной координации, формирование двигательной активности и гибкости пальцев, кистей рук.
Оборудование. Простой неотточенный карандаш с граненой поверхностью.
Взрослый дает ребенку карандаш и говорит:
— Зажми карандаш между ладонями и покатай. Послушай, как он шумит. Разогрей ладошки. Пошуми карандашом возле правого уха, возле левого уха. А теперь я послушаю, как шумит твой карандаш.
— Поставь локти на стол. Возьми карандаш за концы большим, указательным, безымянным пальцами правой и левой рук, покрути его вперед и назад.
— Положи левую руку на стол. Катай карандаш сначала по внешней стороне левой, а потом правой кисти рук;
— Поставь локти на стол, зажми два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными, а другой — средними пальцами обеих рук. Соединяй указательные и средние пальцы рук, имитируя движения ножниц.
Сокровища гномов
Цель. Развивать мелкую моторику, умение поочередно действовать правой и левой рукой, воспитывать точность движений пальцев рук.
Оборудование. Контейнер с песком (лучше пластмассовый тазик с широким дном), бусины, нить.
Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»:
— Чем в сказке занимались гномы? (Искали сокровища.) Где они работали? (В подземелье, в пещерах.) А ты хочешь помочь гномам? Тогда давай отправимся в пещеру, где они работают. Закрой глаза и считай до пяти. (Ребенок закрывает глаза. Во время счета взрослый ставит на стол контейнер с песком, в котором закопаны бусины.) Открой глаза. Я знаю, что в этом песке закопаны бусины. Попытайся найти их и нанизать на нитку.
Игру можно усложнить, закопав в песок бусины разного цвета, размера, фактуры или предложив нанизывать бусины на нитку по схеме. Искать бусины можно не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене, остатках шерстяной пряжи или ниток.
Выгладим платочек
Цель. Развивать сгибательные и разгибательные мышцы рук и пальцев, их гибкость, учить прикладывать силу в движениях, формировать навыки зрительного контроля и слаженность движений обеих рук.
Оборудование. Лист фольги.
Взрослый предлагает ребенку помочь Золушке постирать и погладить платочек. Ребенок берет со стола лис т фольги, мнет его двумя руками, превращает его в комок, т.е. «стирает». Скомканный платочек он разглаживает, пользуясь пальцами двух Необходимо обратить внимание ребенка на очередность действий каждой рукой в процессе разглаживания, а также качество выполнения работы: «платочек должен быть гладким, без складочек, ни один край не должен быть загнутым».
Массаж рук
Цель. Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук, отрабатывать слаженность движений обеих рук, навыки зрительного контроля, формировать целенаправленные действия, учить распределять нагрузку, координировать движения пальцев рук.
Оборудование. Массажные резиновые мячики с шипами двух размеров: 8—10 см и 4—5 см.
Взрослый предлагает ребенку выполнить действия с мячом:
• Покатать мячик (8—10 см) между ладонями.
• Покатать по столу мячик сначала правой, затем левой рукой.
• Накрыть мяч правой рукой, сжать и разжать его. Повторить действие 4 раза. Переложить мяч в левую руку, выполнить аналогичное действие.
• Взять мяч, зажать его между ладонями, пальцы рук направить вверх, соединить. Наклонить сложенные ладони влево, нажать верхней ладонью на мяч. Затем наклонить вправо, нажать верхней ладонью на мяч. Повторить упражнение 4 раза.
• Повернуть правую руку ладонью вверх, положить на нее мячик и обхватить его пальцами. Согнуть кисть руки и разогнуть. Движение выполнять 4 раза. Переложить мяч в левую руку, повторить то же самое.
• Взять мяч в каждую руку. Одновременно сжимать и разжимать пальцы рук. Если ребенку трудно, можно предложить и переменное выполнение упражнения.
• Взять мячи разного диаметра, сжимать и разжимать пальцы рук.
• Катать мяч (диаметр 4—5 см) каждым пальцем сначала правой, а затем левой руки.
• Катать мяч (диаметр 4—5 см) одним-двумя пальцами правой руки по поверхности левой ладони, каждого пальца левой руки, и наоборот.
Укрась кактус
Цель. Формировать тонкие движения пальцев рук, развивать навыки зрительного контроля, учить отбивать ритм, контролировать силу удара, закреплять знание цветов и их оттенков.
Оборудование. Кактус, вывязанные цветы для кактуса разного цвета, карандаши.
Взрослый предлагает ребенку вместе рассказать сказку:
«В далекой Африке жил-был Кактус. (Взрослый выставляет на стол кактус.) Был он весь в колючках и с ним никто не хотел дружить. Очень грустно было Кактусу, и он позеленел с тоски. Но однажды в Африке пошел дождь. Сначала он шел тихо-тихо, почти незаметно, чтобы никого не испугать в пустыне. Возьми карандаш и покажи, как шел дождь. (Ребенок берет карандаш и стучит заточенным концом по столу, потом взрослый предлагает перевернуть карандаш и постучать тупым концом.) В пустыне никто не испугался такого дождя. Все давно ждали такого веселого дождика и очень обрадовались его приходу. Дождик развеселился и стал идти еще сильнее. (Взрослый просит ребенка стучать сильнее и чаще сначала острым, а затем тупым концом.) И вдруг произошло чудо: от такого веселого дождика на Кактусе начали распускаться цветы. Помоги бутонам на кактусе раскрыться, пристегни цветы к пуговицам на кактусе. Сначала все цветы были красные. Затем появились желтые, синие. (Взрослый побуждает ребенка выбирать цветы названного цвета.) Кактус ожил, засмотрелся в ближайшую лужицу на свой прекрасный вид и стал добрый, веселый. Всем захотелось с ним дружить. Как ты думаешь, кто захотел подружиться с Кактусом? (Ребенку предлагается вспомнить и назвать животных и птиц Африки. Можно придумать диалог встречи этих персонажей.) У кактуса стало много друзей, никто больше не замечал его колючек. Вот такой волшебный дождик случился однажды в Африке».
Усложнить игру можно, предложив ребенку заменить цветы одного цвета на другой, пристегнуть на каждую грань цветы только одного цвета, пристегнуть цветы за определенное время (по секундомеру, песочным часам), пристегнуть на каждую грань по одному цветку всех оттенков.
После того как цветы пристегнуты, можно предложить ребенку сосчитать количество всех бутонов одного цвета, уравнять цветы разного цвета по количеству.
Кактус изготавливается из четырех деталей зеленого вдета (рис. 1).
Горшочек для цветка делают из ткани коричневого цвета. Дно горшка состоит из 1 детали круглой формы (рис. 2). Боковая часть горшка изготавливается из двух деталей трапециевидной формы (рис. 3)
Цветы для кактуса вывязываются крючком по схеме (рис. 4) из остатков шерстяной пряжи разного цвета и состоят из 12 лепестков и сердцевины.
Добавить комментарий