Игры для развития мелкой моторики у детей с тяжёлыми нарушениями ручи

Волшебный карандаш

Цель. Развитие внимания, слухо-моторной координации, формирование двигательной активности и гибкости пальцев, кистей рук.

Оборудование. Простой неотточенный карандаш с граненой поверхностью.

Взрослый дает ребенку карандаш и говорит:

— Зажми карандаш между ладонями и покатай. Послушай, как он шумит. Ра­зогрей ладошки. Пошуми карандашом возле правого уха, возле левого уха. А теперь я послушаю, как шумит твой ка­рандаш.

— Поставь локти на стол. Возьми ка­рандаш за концы большим, указатель­ным, безымянным пальцами правой и левой рук, покрути его вперед и назад.

— Положи левую руку на стол. Катай карандаш сначала по внешней стороне левой, а потом правой кисти рук;

— Поставь локти на стол, зажми два карандаша между пальцами: один каран­даш держится указательными, а дру­гой — средними пальцами обеих рук. Соединяй указательные и средние паль­цы рук, имитируя движения ножниц.

 

Сокровища гномов

Цель. Развивать мелкую моторику, умение поочередно действовать правой и левой рукой, воспитывать точность дви­жений пальцев рук.

Оборудование. Контейнер с песком (лучше пластмассовый тазик с широким дном), бусины, нить.

Взрослый предлагает ребенку вспом­нить сказку Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»:

— Чем в сказке занимались гномы? (Искали сокровища.) Где они работали? (В подземелье, в пещерах.) А ты хочешь по­мочь гномам? Тогда давай отправимся в пещеру, где они работают. Закрой глаза и считай до пяти. (Ребенок закрывает гла­за. Во время счета взрослый ставит на стол контейнер с песком, в котором за­копаны бусины.) Открой глаза. Я знаю, что в этом песке закопаны бусины. Попытайся найти их и нанизать на нитку.

Игру можно усложнить, закопав в пе­сок бусины разного цвета, размера, фак­туры или предложив нанизывать бусины на нитку по схеме. Искать бусины мож­но не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене, остатках шерстя­ной пряжи или ниток.

 

Выгладим платочек

Цель. Развивать сгибательные и разгибательные мышцы рук и пальцев, их гибкость, учить прикладывать силу в движениях, формировать навыки зрительного контроля и слаженность движе­ний обеих рук.

Оборудование. Лист фольги.

Взрослый предлагает ребенку помочь Золушке постирать и погладить платочек. Ребенок берет со стола лис т фольги, мнет его двумя руками, превращает его в ко­мок, т.е. «стирает». Скомканный платочек он разглаживает, пользуясь пальцами двух Необходимо обратить внимание ре­бенка на очередность действий каждой рукой в процессе разглаживания, а также качество выполнения работы: «платочек должен быть гладким, без складочек, ни один край не должен быть загнутым».

 

Массаж рук

Цель. Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук, отраба­тывать слаженность движений обеих рук, навыки зрительного контроля, формиро­вать целенаправленные действия, учить распределять нагрузку, координировать движения пальцев рук.

Оборудование. Массажные резиновые мячики с шипами двух размеров: 8—10 см и 4—5 см.

Взрослый предлагает ребенку выпол­нить действия с мячом:

• Покатать мячик (8—10 см) между ладонями.

• Покатать по столу мячик сначала правой, затем левой рукой.

• Накрыть мяч правой рукой, сжать и разжать его. Повторить действие 4 раза. Переложить мяч в левую руку, выпол­нить аналогичное действие.

• Взять мяч, зажать его между ладоня­ми, пальцы рук направить вверх, соеди­нить. Наклонить сложенные ладони вле­во, нажать верхней ладонью на мяч. За­тем наклонить вправо, нажать верхней ладонью на мяч. Повторить упражнение 4 раза.

• Повернуть правую руку ладонью вверх, положить на нее мячик и обхва­тить его пальцами. Согнуть кисть руки и разогнуть. Движение выполнять 4 раза. Переложить мяч в левую руку, повторить то же самое.

• Взять мяч в каждую руку. Одновременно сжимать и разжимать пальцы рук. Если ребенку трудно, можно предложить и переменное выполнение упражнения.

• Взять мячи разного диаметра, сжи­мать и разжимать пальцы рук.

• Катать мяч (диаметр 4—5 см) каж­дым пальцем сначала правой, а затем левой руки.

• Катать мяч (диаметр 4—5 см) одним-двумя пальцами правой руки по поверхности левой ладони, каждого пальца левой руки, и наоборот.

 

Укрась кактус

Цель. Формировать тонкие движения пальцев рук, развивать навыки зритель­ного контроля, учить отбивать ритм, контролировать силу удара, закреплять знание цветов и их оттенков.

Оборудование. Кактус, вывязанные цветы для кактуса разного цвета, каран­даши.

Взрослый предлагает ребенку вместе рассказать сказку:

«В далекой Африке жил-был Кактус. (Взрослый выставляет на стол кактус.) Был он весь в колючках и с ним никто не хотел дружить. Очень грустно было Как­тусу, и он позеленел с тоски. Но однаж­ды в Африке пошел дождь. Сначала он шел тихо-тихо, почти незаметно, чтобы никого не испугать в пустыне. Возьми карандаш и покажи, как шел дождь. (Ре­бенок берет карандаш и стучит заточен­ным концом по столу, потом взрослый предлагает перевернуть карандаш и по­стучать тупым концом.) В пустыне никто не испугался такого дождя. Все давно ждали такого веселого дождика и очень обрадовались его приходу. Дождик разве­селился и стал идти еще сильнее. (Взрос­лый просит ребенка стучать сильнее и чаще сначала острым, а затем тупым концом.) И вдруг произошло чудо: от та­кого веселого дождика на Кактусе нача­ли распускаться цветы. Помоги бутонам на кактусе раскрыться, пристегни цветы к пуговицам на кактусе. Сначала все цве­ты были красные. Затем появились жел­тые, синие. (Взрослый побуждает ребен­ка выбирать цветы названного цвета.) Кактус ожил, засмотрелся в ближайшую лужицу на свой прекрасный вид и стал добрый, веселый. Всем захотелось с ним дружить. Как ты думаешь, кто захотел подружиться с Кактусом? (Ребенку пред­лагается вспомнить и назвать животных и птиц Африки. Можно придумать диалог встречи этих персонажей.) У кактуса ста­ло много друзей, никто больше не заме­чал его колючек. Вот такой волшебный дождик случился однажды в Африке».

Усложнить игру можно, предложив ребенку заменить цветы одного цвета на другой, пристегнуть на каждую грань цветы только одного цвета, пристегнуть цветы за определенное время (по секун­домеру, песочным часам), пристегнуть на каждую грань по одному цветку всех от­тенков.

После того как цветы пристегнуты, можно предложить ребенку сосчитать количество всех бутонов одного цвета, уравнять цветы разного цвета по количе­ству.

Способ изготовления «Кактуса»

Кактус изготавливается из четырех деталей зеленого вдета (рис. 1).

Горшочек для цветка делают из ткани коричневого цвета. Дно горшка состоит из 1 детали круглой формы (рис. 2). Бо­ковая часть горшка изготавливается из двух деталей трапециевидной формы (рис. 3)

Цветы для кактуса вывязываются крючком по схеме (рис. 4) из остатков шерстяной пряжи разного цвета и состо­ят из 12 лепестков и сердцевины.

 

 

Поделиться в соц. сетях

В Мой Мир
Нравится
 

Добавить комментарий

Карта