Как говорит ваш ребенок
Каждый родитель однажды задается вопросом: «А правильно ли говорит мой ребенок?» Данная статья-справка предназначается родителям, воспитателям детских садов, а также учителям начальных классов. С нарушениями в формировании речевой функции у детей приходится встречаться специалистам разного профиля: логопедам, психологам, учителям, врачам.
Материал, представленный в статье, подобран в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Данная разработка рекомендована лишь для первичной оценки речевого развития. Цель ее — помочь родителям понять, надо ли направлять ребенка на дальнейшую консультацию к логопеду или нет. Чтобы составить полное представление о речи ребенка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:
• понимание речи;
• оценка речи по звучанию (звукопро-изношение);
• фонематический слух;
• связная речь;
• лексико-грамматический строй речи;
• состояние голоса;
• темп речи.
Рассмотрим отдельно каждый параметр, по которому производится оценка.
«Понимание речи» включает в себя понимание инструкции, которую необходимо выполнить в определенной последовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяснение наиболее часто употребляемых пословиц.
«Связная речь» подразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребенок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определенного количества слогов (для каждого возраста оно разное).
«Оценка речи по звучанию» предполагает определить внятность речи ребенка.
«Фонематический слух». Оценивается способность к отхлопыванию ритмов, правильность произнесения ряда звуков и их последовательности, способность производить звуко-буквенный анализ слов и умение по звукам составить слово.
«Лексико-грамматический строй речи». Оценивается способность изменять слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).
«Состояние голоса». Обращается внимание на звучность и способность менять интонацию голоса. Детям 3—4 лет предлагается изменить голос, имитируя больших и маленьких зверей. Можно предложить дошкольникам изменить голос, используя персонажей сказки «Три Медведя». Взрослые обращаются к ребенку с просьбой повторить, например, фразу: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?» за Михаила Ивановича, Настасью Петровну и маленького Мишутку. Если ребенок может модулировать голос (т.е. понижать и повышать), то результат оценивается «1», если нет —«О». Младшим школьникам предлагается изменить повествовательное предложение: «Сегодня ясный день» на вопросительное и восклицательное предложения. Последним проверяется темп речи. Если ребенок говорит слишком медленно или слишком быстро, а также если в его речи встречаются запинки, результат оценивается в «О», если темп речи нормальный — то в «1».
Подводя итог сказанному, предлагаем вам воспользоваться планом — подсказкой, чтобы определить и оценить умения и навыки вашего ребенка в 3 года.
Понимание речи. Выполнение одноступенчатой инструкции: 1. Дай мне куклу (1/0). 2. Дай маме мишку (I/O). 3. Возьми книжку и положи ее в шкаф (1/0). Связная речь. Беседа по картинкам: что здесь нарисовано? (ответ из одного слова) 1. Яблоко (1/0). 2. Кошка (1/0). 3. Стул (1/0). Оценка речи по звучанию. Общее впечатление от речи: внятная (1); невнятная (0).
Фонематический слух. Хлопки (все хлопки одинаковые) два, два (1/0) три, два (1/0)два, один (1/0)два (1/0).
Лексико-грамматический строй речи. Звукоподражание: 1. Как мяукают котята (1/0)? 2. Как лает собака (1/0)? 3. Как тикают часы (1/0)?
Состояние голоса: 1. Представь, что ты — маленький котенок (1/0). 2. А теперь — большая собака (1/0). 3. Маленький щенок (1/0). (Следим, изменяет ли ребенок голос).
Темп речи. Норма (1). Укоренный (0). Замедленный (0). Запинки (0).
Понимание речи. Выполнение двух-и трехступенчатой инструкции: 1. Возьми куклу и положи ее на стол. (1/0). 2. Подойди к маме. Возьми ее за руку (1/0). Подведи ее ко мне. 3. Закрой глаза. Хлопни в ладоши. Топни ногой (1/0).
Связная речь. Сюжетные картинки с открытым смыслом. 1. Составь предложение по картинкам: Девочка читает (1/0). Девочка спит (1/0). Мальчик рисует (1/0). (Рис. 4, 5, 6.) 2. Серия из трех картинок (1/0) (любых).
Оценка речи по звучанию. Общее впечатление от речи: внятная (1). невнятная (0).
Фонематический слух. 1. Хлопки: два, два (1/0) три, два (1/0) два, один (1/0) два (1/0). 2. Покажи: где миска, а где мишка—хлопок сдвоенный (1/0). (Рис. 7.)
Лексико — грамматический строй речи.
1. Основные цвета: красный (1/0), желтый (1/0), синий (1/0), зеленый (1/0).
2. Кто это? (Показываем картинки петуха, козы). А как он кричит (1/0)? А что это у него (1/0)?
{Петух: «Ку — ка — ре — ку!». Гребешок, хвост. Кот: «Мяу!» Усы, хвост. Коза: «М — е — е — …ш Рога. Глаза.)
Состояние голоса. (Умение модулировать). Сказка «Три медведя». Пусть ребенок скажет за Михаил о Ивановича, Настасью Петровну, маленького Ми шутку. Михайло Иванович: «Кто сидел на моем стуле?» (1/0) Настасья Петровна (1/0). Мишутка (1/0)-
Темп речи. Норма (1). Ускоренный (0). Замедленный (0). Запинки (0).
Автор: Е. Глаголева
Добавить комментарий