Диагностика готовности учащихся с трудностями к обучении к переходу в среднее звено школы
Впоследние десятилетия в большинстве стран мира, в том числе и в нашей стране, увеличивается число детей, испытывающих различного рода трудности в процессе школьного обучения. Помогать детям с отклонениями в развитии призвана система специального (коррекционного) образования. Однако в массовых школах в настоящее время обучается большое количество детей, имеющих не грубые нарушения развития. Уже с первых дней обучения в школе они испытывают стойкие трудности в процессе обучения. Проблема стоит настолько остро, что одной из важнейших задач современной общеобразовательной школы является организация коррекционно-развивающей работы с детьми с трудностями в обучении.
Разумеется, индивидуальные программы работы с конкретными учащимися будут существенно различаться в зависимости от характера затруднений, испытываемых ребенком, следовательно, будут различаться и показатели результативности проведенной работы. Однако если речь идет о дезадаптированных школьниках, испытывающих стойкие трудности в процессе обучения, или детях с ограниченными возможностями здоровья — особом контингенте учащихся начальных классов, нуждающемся в психолого-педагогическом сопровождении, то показатели результативности коррекционно-развивающей работы должны быть связаны с процессом школьной адаптации. В соответствии с этим свидетельством успешности психолого-педагогического сопровождения проблемных учащихся начальных классов будет являться наличие у них готовности к обучению в основной школе по результатам начального обучения.
Как известно, психолого-педагогическая готовность детей к обучению в среднем звене школы является сложным образованием, предполагающим достаточный уровень развития мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. Мы выделяем следующие компоненты психолого-педагогической готовности к обучению в среднем звене — личностную, учебную, эмоциональную и социальную, Сформированность всех компонентов чрезвычайно важна не только как предпосылка успешного осуществления учебной деятельности в средних классах, но и как одно из условий быстрой адаптации к новой системе отношений.
Рассмотрим подробно каждый из обозначенных компонентов готовности к обучению в средней школе.
Личностная готовность. Первым показателем личностной готовности является определенный уровень сформированное познавательных мотивов. Он предполагает наличие потребности приобретать знания, положительного отношения к школе, учебной деятельности, осознание себя как ученика.
Процесс формирования познавательной мотивации осуществляется в несколько этапов. Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу деятельности, затем развивается интерес к результату труда и только потом — к содержанию учебной деятельности, возникает потребность приобретать знания. Психологи отмечают, что формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений (И.В.Дубровина/Л.Ф.Тихомирова и др.). У детей, испытывающих трудности в процессе обучения с самых начальных этапов школьной жизни, формирование интереса к учебе затруднено, а подчас находится на критическом уровне.
Это связано с тем, что ребенок категории риска находится в школе в положении хронической неуспешности, которая зачастую без злого умысла подчеркивается взрослыми — учителями и родителями. Это приводит к формированию негативного отношения к учебной деятельности.
Отсутствие учебных интересов, сознательного отношения к учению в среднем звене школы приводит к усугублению школьных трудностей у проблемных учащихся. Исходя из этого, сформированность учебных интересов, положительного отношения к учению и школе рассматривается нами как важный показатель личностной готовности ребенка к переходу в среднее звено школы. Вторым показателем личностной готовности является самооценка и уровень притязаний младшего школьника. Самооценка является личностным параметром умственной деятельности, выполняющим регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения* приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Психологи отмечают тесную связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, в первую очередь, под влиянием оценок учителя. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. По мере взросления на самооценку школьника оказывают влияние неучебные характеристики, качества, проявляющиеся в процессе взаимодействия с одноклассниками. Однако положительное оценивание взрослыми результатов учебного труда в начальных классах по-прежнему остается ведущим фактором формирования самооценки ребенка.
Самооценка и связанный с ней уровень притязаний как личностные параметры умственной деятельности позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности.
У учащихся с трудностями обучении в начальной школе формирование самооценки и уровня притязаний протекает с большими сложностями. Для них характерны крайние варианты самооценивания — либо неадекватно заниженная самооценка, когда ребенок убежден в своей абсолютной неспособности к учебе, либо чрезвычайно завышенная самооценка, носящая компенсаторный характер. Непосредственно связанный с самооценкой наиболее адекватный мотив учения — мотив достижения успеха—у проблемных детей также не формируется. Формирование разумного уровня притязаний, адекватной самооценки своих способностей и возможностей способствуют успешной адаптации проблемного учащегося к новым условиям среднего звена школы. Поэтому коррекционно-развивающая работа в данном направлении должна вестись на протяжении всего обучения в начальной школе.
Исследование личностной готовности проблемных учащихся младшего школьного возраста может осуществляться с помощью комплексной методики предполагающей изучение:
— отношения к учению и школе с помощью специального опросника:
1. Что ты считаешь самым важным в школе?
2. Какой день недели ты больше всего любишь?
3. Что в школе для тебя самое интересное?
4. Чем бы ты хотел заниматься в свободное время?
5. Если бы ты мог выбирать, то в каком классе хотел бы сейчас учиться—в 1-м или в 4-м?
6. Какие твои самые любимые занятия?
7. Что в школе для тебя самое неприятное?
8. Как ты учишься?
9. А каким по успеваемости учеником ты хотел бы быть?
10. С кем бы ты хотел сидеть вместе в 4-м классе?
11. Какое общественное поручение тебе хотелось бы иметь в 4-м классе?
12. Как ты оцениваешь свое здоровье?
— направленности ребенка на знания или на отметку it помощью методик «Направленность на отметку» и «Направленность на приобретение знаний» Е.П.Ильина и Н.А.Курдюковой;
— самооценки и уровня притязаний младшего школьника по методике А.И.Липкинойс|гГри оценки».
Учебная готовность. Показателями учебной готовности являются, во-первых, успешность усвоения программы, во-вторых, достаточный уровень сформированности необходимых компонентов учебной деятельности и, в-третьих, способность к саморегуляции в учебной деятельности.
Успешность освоения программного материала является тем показателем, который наиболее наглядно демонстрирует результативность учебной и коррекционной работы. Однако не всегда данный показатель является определяющим. Для многих детей категории риска, а особенно для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, успехи в овладении программой сопряжены с большим напряжением моральных и физических сил и зачастую приводят к нежелательным последствиям в виде снижения психологического, а иногда психического и физического здоровья. Кроме того, выставление таким учащимся сердобольными учителями положительных (т.е. удовлетворительных) отметок не всегда свидетельствует об усвоении ребенком- образовательного стандарта.
Учебная готовность проявляется и в степени интеллектуального развития младшего школьника. В свое время Л.С.Выготский обращал внимание на интенсивность развития интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, они превращаются в регулируемые, произвольные процессы. Д.Б.Эльконин отмечал, что память у младших школьников становится мыслящей, а восприятие — думающим. Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками обязательным, если не ведущим элементом должна включать развитие познавательных процессов ребенка, формирование умений самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Под влиянием обучения и специально организованной развивающей работы память должна развиваться как в направлении удельного веса смыслового запоминания, так и в направлении сознательного управления своей памятью. Развитие внимания должно проводиться в сторону усиления произвольности, при этом необходимо отдавать отчет, что в начальных классах возможности волевого регулирования внимания ограниченны, особенно у учащихся категории риска.
По мнению Л.С.Выготского, существует весьма определенная связь между развитием познавательной деятельности ребенка и развитием его эмоциональной сферы. Несформированность или нарушение эмоциональной сферы вызывает у ребенка затруднения в решении интеллектуальных заданий, что, в свою очередь, оказывает отрицательнда-влияние на развитие личности. И.В.Дубровина считает, что готовность или неготовность учащихся к следующему возрастному и образовательному этапу проявляется не только в степени успешности их учения но и в тех переживаниях, которые отражают то, как именно эта успешность оценивается самими школьниками.
Отмечая особенности эмоционально-чувственной сферы детей с нарушенным развитием, Л.С.Выготский выделял следующие ее характеристики: недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды. Данные характеристики непосредственно связаны с тревожностью и способностью к эмпатии.
Исследование эмоциональной готовности учащихся предполагает:
— определение школьной тревожности ребенка с помощью тестов Ф.Филипса, Ч.Спилбергера, рисуночных методик «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек»;
— определение уровня сформированное эмоциональной эмпатаи по методике, предложенной В.Б.Никишиной для работы с детьми с ЗПР.
Социальная готовность. Четвертым критерием психолого-педагогической готовности проблемных учащихся начальных классов к переходу в среднее звено школы является социальная готовность.
Социальную готовность мы связываем с внутренней позицией детей, т.е. отношением ребенка к объективным обстоятельствам его жизни и деятельности. Каждый переходный период характеризуется существенным изменением в содержании этой внутренней позиции тех аспектов жизнедеятельности школьника, которые вызывают наиболее сильные эмоциональные переживания. При переходе в средние классы наибольшие изменения во внутренней позиции связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками.
В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. На эмоциональное состояние ребенка в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.
Учащиеся, испытывающие трудности в обучении, находятся в невыигрышном положении и поданной позиции. В младшем школьном возрасте отношения между школьниками часто зависят от успешности в учебе. Слабоуспевающие, проблемные школьники одноклассниками воспринимаются через призму неодобрительного отношения к ним учителя, им гораздо сложнее завоевать расположение сверстников, даже демонстрируя качества настоящего товарища. Поэтому показателями социальной готовности мы рассматриваем статус ученика в классном коллективе и сформированность характерологических особенностей детей, способствующих оптимальному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Исследование социальной готовности учащихся включает изучение:
— социального статуса школьника в детском коллективе с помощью социометрических методик; ни1кРформированноста характеристических особенностей детей, способствующих оптимальному взаимодействию со сверстниками и взрослыми с помощью графических приемов, разработанных Т. Ю. Андрущенко
Автор: Л.В Годовникова
Добавить комментарий